ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В СОСТАВЕ ГМВЦ РОСИЗО


УРОК ТАНЦА
Социальная практика
в рамках проекта Современное искусство и особое значение: ОНКОЛОГИЯ

Автор и куратор проекта: Анна Дорофеева

Супервизор проекта: Саркис Абрамович Овсепян



SOCIAL ( art ) PRACTICE ( art )
Коллаборация специалистов, танцевального терапевта Александры Налетовой и художницы Ирины Иванниковой. Мы работаем с темами идентичности, среды, коммуникации через телесные и художественные практики.
Авторы Социальной практики:


Александра Налетова

Танцевально-двигательный терапевт, президент Ассоциации танцевально-двигательной терапии, терапевт выразительными искусствами.

Образование:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет ( кафедра философской антропологии), специализация - антропология телесности, дипломный проект: " Антропология пола. Проблемы половой идентификации. Транссексуалы и Трансвеститы" . Научный руководитель проф. П.Д. Тищенко ( Институт Философии РАН, отделение биоэтики и гуманитарных экспертиз)
  • Институт практической психологии и психоанализа, кафедра танцевально-двигательной терапии, специализация - развитие навыков невербальной коммуникации, дипломный проект: " Развитие навыков невербальной коммуникации в группах ТДТ у пациентов с диагнозом шизофрения, находящихся в состоянии ремиссии". Руководители дипломной и супервизорской практики И.В. Бирюкова, М.В. Бебик, А.В. Буренкова
  • School of playback theatre (NY), специальность актриса, тренера: Йозеф Паради (Венгрия), Петрос Теодору (Греция), Авива Апрель Розенталь (Израиль), Джонатан Фокс (США, основатель play back theatre)
  • Базовая сертификация по системе LMA ( Laban movement analyses), курс Хилари Брайен
  • Повышение квалификации в Международной программе « Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра Воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений» (ИППиП — Россия, Институт Терапии Выразительными искусствами « L `Atelier» – Швейцария), специализация: Community Art
  • SAFE – Грамматика Воспитания ( LMU – Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана), курс проф. К.Бриша
  • Performance Art Studio, практика и обучение перформансу c 2008 года, курс Е. Морозовой
  • Танец и двигательные культуры в истории и современности ВШЭ ( Высшая Школа Экономики) , курс И. Сироткиной
Ирина Иванникова
Художница

сайт: iraivannikova.ru

Образование:

  • Окончила Фотодепартамент курс «Преодолевая фотографию» (2015-2016)
  • Институт проблем современного искусства (ИПСИ)(2014-2015)
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (2002-2007)
  • Лаборатория Медиа-Перформанса при Московском Музее современного искусства (2011-2012)
  • Лабораторию медиапоэзии г. Москва (2013-2015)
  • Школу перформанса Лизы Морозовой "Performance Art studio"(2013-2014)
  • Школу перформанса PYRFYR при Галерее на Солянке (2012-2013).

Работы были показаны:

Галерея Фотодепартамент «Настоящее происходит» г. Санкт-Петербург (2016), Фестиваль "Медиаперформанса" ММОМА, г. Москва (2012), Фестиваль перформанса "Игра в классики" ММОМА (2013), Фестиваль "Перформативное искусство" г. Москва (2013), Мультимедиа Арт Музей "Современные российские художники" г. Москва (2013), Галерея Сколково "Медиапоэтические машины" г.Москва (2015), Электромузей "Цифровой поэт" г. Москва (2015), Electronic Literature Festival "Никакая это тут не утопия", Stiftelsen 3,14, Берген, Норвегия (2015) и др.

Тема и концепция встречи:

УРОК ТАНЦА

Мы берем конструкт социальной ситуации – урока танца, где есть преподаватель и обучающиеся.

В данном «Уроке танца» мы выбрали стиль фламенко, поскольку он наиболее широко раскрывает помогающие аспекты танца, обогащает двигательный и эмоциональный словарь сильными, направленными и проявленными вовне движениями.

Во время заболевания и в период восстановления человек сталкивается с изменениями, последствиями болезни, лечения, медикаментов. Больничная повседневность оказывает свое влияние на жизнь тела. Большую часть времени человек проводит в горизонтальном положении и в социальной изоляции. В период возвращения в социальную жизнь, взрослый в чем-то похож на ребенка, который учится ходить и обретать вертикаль. Эти усилия требуют поддержки и дополнительных ресурсов.


ТАНЕЦ — это один из инструментов, который способен помогать человеку восстанавливаться, принимать свою буквальную реальность, изменения и постепенно возвращаться в социальную жизнь, ощущать поддержку своего тела, находить в нем ресурсы, чувствовать заземленность, пробуждать поток, обретать ощущение связности, целостности, восстанавливать физическую форму и психологическую устойчивость. Двигательный профиль танца фламенко отвечает этим запросам.
Почему фламенко?

Особенности истории возникновения: долгое время носителями культуры фламенко были цыгане, которые мигрировали в Испанию из Византии и стали соединять местные традиции музыки и танца: еврейской, арабской, испанской культур, соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое явление как фламенко. Вплоть до 18 века фламенко было изолированным искусством.

В этом мы видим параллель с людьми с онкологическими заболеваниями: в какой-то степени, их проблемы находятся в слепой зоне для широкой общественности. Получается феномен невидимого недуга: вместе со сложностями состояния здоровья, человек сталкивается с самовосприятием болезни и со сложностью говорить о своем состоянии, со стыдом, с неуместностью, меняется повседневность и это изменения, которые сложно осознать и принять. Одна из важных задач - это принятие события биологического как части своей истории и трансформировать его в событие биографическое.



  • Тело обретает голос

Философия танца фламенко, как раз, про то, как заявить о себе, проявить свой голос: рассказать о своей истории, о своих переживаниях, о своем присутствии в мире таким каким ты есть и болезнь - это тоже часть персональной истории и уникальности человека.



  • Женщина

На этом уроке танца мы будем исследовать телесное выражение женщины, воплощенное в танце испанской культуры.

Мы будем обращаться к базовым техникам этого танца, к основным общим элементам пластики женского испанского, цыганского тела, как к ресурсу обогащения собственного двигательного и эмоционального словаря. Будем интегрировать материал со своим языком тела и создавать свой собственный Танец Женщины.


Цели и задачи урока:

  • пробудить телесную чувствительность
  • приобрести новые качества движения
  • примерить на себя испанскую пластику тела и интегрировать материал с языком своего тела
  • восстановить и оживить контакт со своим телом
  • преодолевать состояние изолированности в теле
  • пробудить свои творческие ресурсы
  • найти точки опоры в теле через работу с весом как физической и психологической категорией
  • сделать шаги к качественному и проявленному присутствию в социальной среде
  • выражать свои эмоции и чувства через экспрессивные направленные движения, используя принцип изнутри во вовне
  • создать свой танец женщины
  • получить опыт поддерживающей и принимающей группы
  • пережить опыт совместности и общего взаимодействия






Для кого предназначается это мероприятие:



Для женщин с онкологическим заболеваниям, а также после лечения в стадии реабилитации и ремиссии, которые интересуются танцем фламенко






Методики и техники:

Программа интегрирует в себе методы, техники, принципы танцевально – двигательной терапии, социального танца, аутентичного движения, системы LMA ( двигательный анализ Лабана), развивающего движения, танцевальной импровизации, выразительного движения, креативного танца и танца фламенко.


Структура "Урока танца"
Встреча и вводные инструкции
Подготовка к занятию
Встреча в кафе, знакомство.

Художница рассказывает о Социальной Практике искусства. Мы обозначим, что Cоциальная практика начинается со входа, то есть подготовка к занятию, переодевание, знакомство с пространством, перерывы, общение с другими участниками - это такая же значимая часть процесса, наряду с обучением.
Занятие. Разминочная часть
Изучение основных базовых принципов движения, который использует танец через работу с дыханием, весом, с двигательными полярностями, с напряжением и расслаблением, качествами движения и их связи с пространством и временем, находя свое свободное и выразительное, экспрессивное движение, акцентируя внимание участников на то, как эти принципы задействуется в танце фламенко.
Занятие. Основная часть
- обучение основным базовым движениям танца фламенко
- интеграция материала со своим языком тела
- концептуализация танцевального опыта через слово и создание своего текста, который станет своеобразным манифестом
- создание своего персонального танца, который интегрирует танцевальный материал и манифест
- работа в парах, где участницы обмениваются своими манифестами: происходит интеграция вербального и невербального языков
- манифест становится звуковым сопровождением истории, под которое танцует каждая участница

Занятие. Кофе-брейк
Важный момент взаимодействия и общения участников в неформальной обстановке. Урок танца становится поводом для возникновения новых социальных связей.
Занятие. Завершение
- показ своих работ в традиционной форме танцевального класса фламенко, в поддерживающем кругу участников группы. Каждая участница танцует в центре круга под чтение другой участницы своего манифеста, который обретает телесное воплощение в танце, а группа поддерживает, присоединяется через ритмическое присоединение ( техника compas - основной элемент ритма фламенко ) и фоновой музыки.

Завершение танцевального класса - специфический ритуал, который связан с показами танцевальных работ, как инициация проявленности вовне и получения свидетельствования, поддержки, признания и принятия другими.

- общая танцевальная импровизация в пластике фламенко под звуки булерияс
( один из стилей фламенко), которым завершается любое значимое мероприятие

- финальные аплодисменты в знак благодарности друг другу - традиционное завершение любого танцевального класса
Обсуждение, обратная связь
В общем кругу каждая участница говорит, с чем она уходит после занятия, что было важным и ценным, что она берет с собой, подкрепляя свою речь движением, жестом и группа присоединяется через групповое зеркало, отражая и усиливая опыт видимости и принятия.



Материалы
бумага А4, ручки, колонки, 14 cтульев, стол для кофе-брейка, чай, кофе, сахар, печенья к чаю
Форма одежды
Одеваться так, чтобы вам нравилось самим, было комфортно двигаться, ту одежду, которая создает для вас настроение для танцевального урока по фламенко. Для разминочной части можно взять легкую обувь или двигаться в носках.

Для полноты ощущений и глубины погружения в тему приносите разные атрибуты, которые присуще культуре фламенко - длинные юбки, туфли на не очень высоком и толстом каблуке, легкие платки, украшения. Конечно, при условии, что это всё у вас есть. Если чего-то нет, будем делиться друг с другом.
Количество участников
8 -12 человек
Время проведения
2,5 часа
Made on
Tilda