Поле Бездействия
ПЕРФОРМАНС-ПРАКТИКА
Бездействие мы рассматриваем как феномен, предпосылку к действию. Наш интерес - сделать эту практику коллективной, чтобы расширить опыт: как в нашем вариативе действия мы может найти вариатив бездействия. Как правило, мы существуем в довольном узком диапазоне интерпретаций и эмоциональных переживаний, и эта художественная практика, в какой-то степени, расширяет этот диапазон. Сегодня мы особенно нуждаемся в идее для объединения. Бездействие как безмолвная практика невербальной коммуникации претендует на объединение разных людей и способно быть пространством, которое принимает разность в нас и нас разными. Тогда как слово может подчеркивать разделенность.

Сама практика основана на принципах коллективного соучастия. Пребывание с людьми, разделяющими похожие ценности, целительно само по себе, оно снимает груз вины, которую обычно испытываешь за то, что чего-то не сделал, не выполнил, не достиг того, что мог бы достичь. Это возможность, при помощи других, за счёт объединения, остаться наедине с собой, приблизиться к себе реальному, восстановить жизненные силы. Такая практика, в очередной раз, показывает, насколько неразделены физическое и психологическое.

Бездействие - это безмолвное согласие остановить на время череду привычных мыслей, выключиться из рутины событий, освободиться от обязательств и социальных ожиданий, не стремиться все успеть и всех перегнать. В этот момент мы проявляем свою волю и приближаемся к себе реальному. На деле такая практика может оказаться еще и эффективным психологическим средством для разгрузки и восстановления. Сейчас, когда мир заполнен идеей тотального присутствия, Практика бездействия - размышление, как организовать для себя зону отсутствия.

В этом процессе мы присваиваем себе утраченную возможность ничего не делать, быть в этом пространстве между действием и бездействием как возможности аккумулировать свою энергию, отстоять своё право ничего не делать, как одну из тактик сопротивления.
Бездействие- это безмолвное согласие остановить на время череду привычных мыслей, выключиться из рутины событий, освободиться от обязательств и социальных ожиданий, не стремиться все успеть и всех перегнать



По сути, бездействие становится местом, в котором происходит то, что не называется, как опыт с неартикулируемым остатком, в каком-то смысле, это экологичная практика, поскольку мы ничего не производим в этот момент, даже занимаемся сортировкой и утилизацией мыслительного и эмоционального мусора.

Через практику мы предлагаем наблюдать, как в теле живет бездействие, какие действия выбирает наше тело, чтобы бездействовать. Практика как пространство личного и коллективного опыта перформативной интервенции в поле бездействия. Какими мы пребываем, входим на эту территорию, и какими мы её покидаем.
Может ли бездействие
объединить?

Вопросы, которые мы предлагаем исследовать в ходе перформативной социальной практики бездействия:

ЧТО ТАКОЕ ДЕЙСТВИЕ? КОГДА ВОЗНИКАЕТ ИМПУЛЬС К ДЕЙСТВИЮ? КАК МЫ ДЛЯ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЯЕМ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДЕЙСТВИЕМ И БЕЗДЕЙСТВИЕМ? ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ? ЧТО ВЫХВАТЫВАЕТ НАШЕ ВНИМАНИЕ? КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫБИРАЕТ НАШЕ ТЕЛО, ЧТОБЫ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ?

Здесь мы сознательно отказываемся от инструкций и ведения перформативного процесса, никто не знает, как правильно бездействовать, но у всех у нас есть какая-то фантазия, как выглядит этот процесс ничего не делания. И это может стать точкой входа.
В этой практике нет ничего правильного и неправильного, в этом смысле опыт каждого равнозначен, что и создает этот самоорганизующийся партиципаторный перформанс «ПОЛЕ (БЕЗ)ДЕЙСТВИЯ». В этом смысле, само понятие Поле очень многослойно, оно включает в себя разные территории: природного ландшафта, внутренней территории и художественного высказывания, становясь тем самым полем действия, интенцией к действию.
Сегодня мы особенно нуждаемся в идее для объединения. Бездействие как безмолвная практика невербальной коммуникации претендует на объединение разных людей и способно быть пространством, которое принимает разность в нас и нас разными.
Описание последовательности действия:
  • Первый вариант. Аудио-гид.
    Участники входят в пространство поля, где обозначен вход, условно табличкой Поле Бездействия, на которой размещён куар код, ведущий на аудиальную сонастройку (такой аудиогид практики, который можно будет скачать и где будут звучать вводные инструкции по созданию общего круга, входа в практику и основные вопросы, которые помогают немного погрузиться в процесс, в философию практики, которые написаны в тексте описания практики и которые мы предварительно запишем) на эту полевую практику.
    Дальше участники заходят по правой и левой стороне в символическое пространство перформативной практики и располагаются создавая общий круг.
  • Второй вариант. Письмо с описанием на почту.
    После покупки билета участники получают письмо с описанием и вводной инструкцией настройки на практику, и потом каждый уже самостоятельно заходит в практику интервенции и находит место в кругу и размещается в этом общем поле бездействия и получает свой опыт.
  • Третий вариант. Карточки с коротким описанием.
    По входу участники могут получать такие карточки с коротким описанием практики и вопросами для входа и сонастройки. Или просто заранее читают анонс практики, приходят в поле и по своему размещаются на территории поля как символическом пространстве чувственного опыта бездействия и проживают свой час практики. И каждый рандомно выходит, покидает это пространство личного и совместного опыта.

    После практики участники смогут поделиться своим опытом проживания на сайте практики (inactionpractice.ru), который мы сделаем специально под это событие, там будем форма для этого и в чате в тг канале, который мы создадим заранее.

    Этот опыт может стать материалом для самоучителя по бездействию, который мы планируем выпустить в онлайн или печатаном варианте. И этот опыт может быть продленным, собирающим пополняющим возможный вариатив бездействия и полезным для новых потенциальных участников практики.
Социальная хореография и окончательный вариант сценария действия будет уточнён уже после общей договорённости о проведении практики и просмотра пространства.
Расписание практики:
5 сетов по 100 человек
Условное время практики:
1 сет 11.00-12.30

2 сет 15.00- 16.30

3 сет 18.00- 19.30

Тайминг сета:
15 минут на вход в практику
1 час практики
15 минут на выход из практики
Общий бюджет
300 000Р

Фотография куба

Сценарий
длительность 1 час 30 минут
15 минут
15 минут
Сбор в просеке, раздаем карточки
60 минут
60 минут
Перформанс-практика Поле бездействия
у полотна
15 минут
15 минут
Выход из Перформанс-практики

Делимся опытом проживания бездействия участников практики!

«Практика бездействия открыла для меня пространство наблюдения и тишины…

Сначала я просто наблюдала за светом струящимся из окна, время шло к закату и было интересно наблюдать как краски дня меняют пейзаж, потом от окна я переместилась в кровать, в то место, которое подготовила для глубокого погружения в практику, прошлась вниманием по телу, позволила себе расслабиться, но не хотелось уходить в сон, я стала просто наблюдать за светом, как он ложится на поверхности в комнате, потом включились звуки (лай собаки за окном, шорохи в дома, скрип двери), все мое внимание ушло в эти звуковые и визуальные картины. Было интересно просто быть и наблюдать как бы со стороны, потом был момент ухода во внутреннюю тишину, я закрыла глаза и уже не видела, но продолжала слышать жизнь во вне…

Спустя какое-то время я снова открыла глаза и обнаружила, что уже совсем стемнело и захотелось вернуться к тому окну, от которого началось путешествие. Я села у окна и начала наблюдать за огоньками вдали, как они неожиданно включались, перемигивали. Я позволила себе просто остановиться и наблюдать, но при этом прочувствовать глубокую причастность к тому миру, который случается за окном. В какой-то момент, захотелось плакать, было что-то мимолетное из детства какое-то беспечное чувству ничегонеделания, наблюдения и позволения себе быть в этом, расслабиться, наконец расслабиться. Я перевела взгляд на подоконник и увидела рассаду помидоров, которую наблюдаю каждый день, но сейчас я смотрела на нее совсем другими глазами, я смотрела на нее таким внимательным взглядом, что еще чуть-чуть и я бы могла заметить как она растет.

Обыденность в бережном наблюдении для меня позволила восстановить ту тонкую ниточку, ту связь, которой я сопричастна этому миру. Мое бездействие стало зеркалом действия Мира в его непрерывном бесконечном потоке.

Ценность практики для меня в возможности получения этого опыта, в возможности обретения на какое-то время этой связи.

Девочки, спасибо вам за эту возможность, нашла силы написать, но еще в процессе, глубоко зашло».
Скриншот видеодокументации Коллективной практики бездействия, 2020
Коллективная практика бездействия в рамках выставки Оксаны Юшко "Время действия сети", ЦТИ Фабрика, 2020г.
Выставка "Паузы", куратор Оксана Чвякина, ММОМА, 2020
Коллективная практика бездействия, Экспериментальная лаборатория INSIDE, Музеон, 2020
Коллективная практика бездействия в рамках выставки Оксаны Юшко "Время действия сети", ЦТИ Фабрика, 2020г.
Публикация о практике:

"
Нечто подобное я пережила, включившись в онлайн-практику, организованную в апреле — июне 2020 года художницей Ириной Иванниковой и танцедвигательным терапевтом Александрой Налетовой. Практика, называемая бездействием, с виду очень проста: ее участники выходят на связь в Zoom и, договорившись ничего не делать, проводят час вместе. Видеокамеру и микрофон можно не включать, сидеть у компьютера или с гаджетом в руках не обязательно.
Достаточно просто знать, что другие люди в тот же момент занимаются тем же самым — бездействуют вместе с тобой. То, что может показаться нонсенсом или ленью, на деле оказывается эффективным психологическим средством. Бездействие — согласие остановить на время череду привычных мыслей, выключиться из рутины событий, освободиться от обязательств и социальных ожиданий, не стремиться все успеть и всех перегнать. Бездействие — не терапия, оно далеко от направленного воздействия или какого бы то ни было обучения. Пребывание с людьми, разделяющими твои понятия и ценности, целительно само по себе, будь оно оф- или онлайн. Оно снимает груз вины, которую обычно испытываешь за то, что чего-то не сделал, не выполнил, не достиг того, чего мог бы достичь. Это возможность, при помощи других, остаться наедине с собой, приоткрыть свое истинное Я и тем самым восстановить жизненные силы. Такая практика еще раз показывает, насколько нераздельны физическое и психологическое, соприсутствие тел и соприсутствие душ — как офлайн, так и онлайн."

Ирина Сироткина
"Теория моды", выпуск 59, 2021

Ссылка на публикацию:
https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/tm_59_1_2021/article/23376/




Мы живем в узком диапазоне интерпретаций и эмоциональных переживаний

Практика про их расширение

Авторы Перформанс-практики

Александра Налётова
Танцевальный терапевт, танц-художница, перформер, куратор перформативных проектов. Невербальная коммуникация: терапевтическая, перформативная, социальная практика движения и танца.


Образование:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет ( кафедра философской антропологии), специализация - антропология телесности, дипломный проект: " Антропология пола. Проблемы половой идентификации. Транссексуалы и Трансвеститы" . Научный руководитель проф. П.Д. Тищенко ( Институт Философии РАН, отделение биоэтики и гуманитарных экспертиз)
  • Институт практической психологии и психоанализа, кафедра танцевально-двигательной терапии, специализация - развитие навыков невербальной коммуникации, дипломный проект: " Развитие навыков невербальной коммуникации в группах ТДТ у пациентов с диагнозом шизофрения, находящихся в состоянии ремиссии". Руководители дипломной и супервизорской практики И.В. Бирюкова, М.В. Бебик, А.В. Буренкова
  • School of playback theatre (NY), специальность актриса, тренера: Йозеф Паради (Венгрия), Петрос Теодору (Греция), Авива Апрель Розенталь (Израиль), Джонатан Фокс (США, основатель play back theatre), 5 летняя практика в Театре Зрительских Историй ( Москва ).
  • Базовая сертификация по системе Анализ движения Рудольфа Лабана и Основы Бартеньефф, курсы Хилари Брайен, Кандзи Пенфилд
  • Курс Бонни Берстин «Метод Бланш Эван в танцевально-двигательной терапии: теория и практика»
  • Повышение квалификации в Международной программе « Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра Воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений» (ИППиП — Россия, Институт Терапии Выразительными искусствами « L `Atelier» – Швейцария), педагоги: Паоло Книлл ( основатель EXAT), Изабель Шенкель, Жак Стикельман, Кит Лоринг, А. В. Буренкова, И.В. Бирюкова, специализация: Community Art
  • SAFE – Грамматика Воспитания ( LMU – Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана), курс проф. К.Бриша
  • Performance Art Studio, практика и обучение перформансу c 2008 года, курс Е. Морозовой
  • Танец и двигательные культуры в истории и современности ВШЭ ( Высшая Школа Экономики) , курс И. Сироткиной
  • Курс " Нейронауки и танцевально-двигательная терапия" ( ИППиП, Москва )

Профессиональная деятельность:

  • Частная танце-терапевтическая практика ( групповая и индивидуальная )
  • Автор и ведущая проектов по социальной практике движения, развивающих и терапевтических программ для детей, подростков, взрослых, семей: www.dancetherapist.ru
  • Со-автор и ведущая семейного танцевального проекта DANCE FAMILY DAY
  • Автор и ведущая детского проекта ART-KLASS
  • 3х летнее участие в проекте кафедры ТДТ (ИППиП) и РБОО «Семья и психическое здоровье» по работе с ТДТ-группой взрослых с психиатрическими диагнозами в клубе «АНИМА»
  • 3х летняя арт- терапевтическая практика в Российской Детской Клинической больнице ( РБКБ )
  • Участие в проекте кафедры ТДТ ИППиП по работе с детьми с аутистическим спектром расстройств в центре «Наш солнечной мир»
  • Президент Ассоциации танцевально-двигательной терапии 2013 - 2020 гг.
  • Преподаватель международной программы профессиональной переподготовки «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра Воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений», (ИППиП — Россия, Институт Терапии Выразительными искусствами «L `Atelier» – Швейцария)
  • Сотрудничество с Еврейским Культурным Центром: тренинги с детскими группами по развитию навыков коммуникации
  • Сотрудничество с фестивалем инклюзивного танца INCLUSIVE DANCE: проведение танце-терапевтического занятия для участников фестиваля
  • Сотрудничество с центром современного танца и перформанса ЦЕХ — проведение семейного танцевального проекта DANCE FAMILY DAY
  • Сотрудничество с музеем современного искусства «ГАРАЖ», воркшопы в рамках проекта «ГАРАЖ ДО 18»
  • Сотрудничество с Домом Танца в Культурном Центре ЗИЛ в рамках проекта Weekend современного танца
  • Преподаватель образовательного семинара по танцевально-двигательной терапии в рамках Летней школы по арт-терапии (Российская Ассоциация арт- терапевтов)
  • Сотрудничество с Образовательным центром ММОМА ( Москва ), воркшоп для детей «Линии: характер и особенности»
  • Сотрудничество с ГЦСИ ( Москва ), проведение Арт Прогулки в Аптекарском огороде в рамках выставки «Искусство Быть»
  • Сотрудничество с Музеем Москвы, проведение практики "Путешествие на одном месте. Практика повседневных ритуалов" в рамках программы Центра Гиляровского "Есть контакт! Практики повседневности".
  • Преподаватель, со-автор образовательного курса по перформансу « В пространстве тела» в Высшей Школе Экономики, факультет Дизайна.
Ирина Иванникова
Медиа-художница, фотограф, перформер.
Куратор модуля Перформанс ВШЭ направления "Ивент-дизайн. Театр. Перформанс"
Финалист Collab 2024 ГЭС-2

сайт: iraivannikova.ru

Персональные выставки:
«РЕМОНТ» / Галерея ФотоДепартамент / Санкт-Петербург, 2017
«РЕМОНТ» /ЦИМ / Москва, 2022

Книга:
Сборник АМПЛИТУДА №1, состоящий из 10 книг 10 российских авторов, работающих с фотографией.
Издание АМПЛИТУДА №1 вошло в шорт-лист мировой книжной премии Paris Photo-Aperture Foundation PhotoBook Awards 2017, в разделе First Photobook.

Онлайн публикации:
Grandmama's printпроект «РЕМОНТ»
https://grandmamasmag.com/ru/projects/100/
«Грузоперевозки»
https://grandmamasmag.com/ru/projects/98/
Публикация о Коллективной практике бездействия Ирина Сироткина
"Теория моды", выпуск 59, 2021
Ссылка на публикацию:
https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/tm_...

Преподавательская деятельность:

Куратор Модуля Перформанс ВШЭ направление «Театр и перформанс. Ивент-дизайн.», 2024
ВШЭ магистерская направление «Театр и перформанс. Ивент-дизайн.», курс «Фотоперформанс», 2021

Онлайн-марафон Практики и тактики ПРОЕКЦИЯ Фотодепартамент, лекция «Продуктивное непонимание», 2020

Модуль «Фотография и действие», Фотодепартамент, 2020

Социальные проекты:
Видео-арт с тифлокомментарием Ирины Иванниковой, созданный на видеоматериале с мастер-класса для слепых и зрячих участников в Дарвиновском музее «Чувствуй форму!»
https://www.darwinmuseum.ru/news/videoart-s-tiflok...

Перформанс «Хочу сказать!» — проект-победитель резиденции культурного центра ЗИЛ.
«Хочу сказать» создан художниками совместно с перформерами и слабослышащими людьми. Главная тема проекта – поиск общего языка между слабослышащими и слышащими. Средством, благодаря которому становится возможным процесс коммуникации, выступают здесь медиа-технологии, позволяющие артистам вербализировать свои движения.

Серия мастер-классов для онкопациентов, совместный проект Еврейского музея и центра толерантности с Благотворительным Фондом "Дальше" в рамках проекта "Искусство в помощь медицине"
https://www.jewish-museum.ru/events/plasticheskiy-...


Образование:

  • Окончила Фотодепартамент курс «Преодолевая фотографию» (2015-2016)
  • Институт проблем современного искусства (ИПСИ)(2014-2015)
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (2002-2007)
  • Лаборатория Медиа-Перформанса при Московском Музее современного искусства (2011-2012)
  • Лабораторию медиапоэзии г. Москва (2013-2015)
  • Школу перформанса Лизы Морозовой "Performance Art studio"(2013-2014)
  • Школу перформанса PYRFYR при Галерее на Солянке (2012-2013).

Работы были показаны:

Фестиваль "Медиаперформанса" ММОМА, г. Москва (2012), Фестиваль перформанса "Игра в классики" ММОМА (2013), Фестиваль "Перформативное искусство" г. Москва (2013), Мультимедиа Арт Музей "Современные российские художники" г. Москва (2013), Галерея Сколково "Медиапоэтические машины" г.Москва (2015), Электромузей "Цифровой поэт" г. Москва (2015), Electronic Literature Festival "Никакая это тут не утопия", Stiftelsen 3,14, Берген, Норвегия (2015), Галерея Фотодепартамент «Настоящее происходит» г. Санкт-Петербург (2016), Фестиваль современной фотографии "Присутствие" (Санкт-Петербург, 2019),"Паузы" ММОМА, (Москва, 2020) и др.

Образовательные тексты:

2017 - Концептуальное искусство и фотография

2017 - Фотография и перформанс

Со-ведущая программ Проекта АRT-KLASS, ведущая практикума "Между фотографией и перформансом".

Книга:

Сборник АМПЛИТУДА №1, состоящий из 10 книг 10 российских авторов, работающих с фотографией.

Выставки:

2023

Перформативная практика Двигательные портреты / Еврейский музей и центр толерантности / Москва;

Перформативная практика Точки опоры / Еврейский музей и центр толерантности / Москва;

2022

«Со-создатели» / Ленполиграфмаш / Санкт-Петербург;

«Внешний шум, внутренняя тишина», Практика Бездействия / Фонд Четверг / Москва;


2021

Партиципаторный перформанс Практика Бездействия / музей Гараж / Москва

2020

ПАУЗЫ / ММОМА / Москва;

Человек как мера / Музей Парка Горького / Москва;

Сайт-специфик выставка Морская линия / Севкабель порт / Санкт-Петербург;

2019

«Обратная перспектива» / галерея "Нагорная" / Москва;

Фестиваль cовременной фотографии ПРИСУТСВИЕ / Санкт-Петербург;

2018

«Соседи» в рамках Параллельной программы 6-й Московской международной биеннале молодого искусства / галерея "Нагорная" / Москва;

«Изолятор брака» / галерея "Перелетный кабак" / Москва;

«Волосы» / ММОМА / Москва;

«Тело текста» / Российской государственной библиотеки для молодежи / Москва;

2017

Персональная выставка «РЕМОНТ» / Галерея Фотодепартамент / Санкт-Петербург;

«Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» / ММОМА / Москва;

«То самое сообщение» / галерея Богородское / Москва.

2016

«Настоящее происходит» / Галерея Фотодепартамент / Санкт-Петербург;

2015

Открытый урок школы перформанса Лизы Морозовой/ VPA SOLYANKA, Москва;

«Никакая это тут не утопия» / Галерея 3.14, Берген, Норвегия;

«Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» / Лофт проект Этажи, Санкт-Петербург;

«Цифровой поэт»/ Электромузей, Москва;

Художественные сообщества Москвы / Музей Москвы, Москва;

Фестиваль 101. «Поэтика цифровых технологий» /

Новая сцена Александрийского театра, Санкт-Петербург;

«Вдохновение+алгоритм» / Skolkovo gallery, Арт-резиденция «Медиапоэтические машины», Москва;

«Взлом эфира» / Skolkovo gallery, Москва;

«Топография счастья» / Галерея на Шаболовской, Москва.

2014

Фестиваль «Лаборатория медиапоэзии» / ММСИ;

Фестиваль «Транслит» / Новая сцена Александрийского театра, Санкт-Петербург;

Фестиваль «CROSSCONTACT» / ЦДХ;

«Трансформация восприятия» / SOKOL CCA;

«Между Здесь и сейчас» / RANDOM Gallery.

2013

Фестиваль «Перформативное искусство» / Открытая сцена. Москва;

Открытый урок школы перформанса PYRFYR / VPA SOLYANKA, Москва;

Передвижной аукцион «Современные российские художники» / Мультимедиа Арт Музей, Москва;

Фестиваль перформанса «Игра в классики» / ММСИ, Москва;

Фестиваль «Медиапоэзия» / Открытая сцена, Москва.

2012

Фестиваль «Единство целых» в рамках III Биеннале молодого искусства/ ММСИ, Москва;

Фестиваль (UN)имация в рамках III Биеннале молодого искусства / ММСИ, Москва;

Московский международный фестиваль света. Проект Лаборатория света / ЦДХ, Москва;

ММФИР Открытые инновации. Проект Рацио/Эмоцио: чувства техонологий / Крокус-Экспо Москва;

Проект «Два вечера Перформанса» / Открытая сцена. Москва;

«Миражи» / Музейный центр РГГУ, Москва.



Made on
Tilda