Социальная практика

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - это коллаборация Александры Налетовой и Ирины Иванниковой по работе с темами идентичности, среды, коммуникации и их взаимовлияния через перформативные практики.

В наших практиках мы хотели дать голос разности, мы обозначили несколько тем, в которых она наиболее выпукло звучит: личное/публичное, действие/бездействие, особый/особенный, включенность/исключенность.

Мы хотели, чтобы наш проект был подвижным, то есть мог меняться под актуальные задачи времени. Поэтому мы постоянно что-то меняем, находим новую форму, чтобы сами практики подвижны и гибкие к контексту, с которым мы в данный момент работаем.

Мы сотрудничали с разными институциями: ММОМА, ГСЦИ, галерея Граунд "Ходынка", Музей Москвы (Центр Гиляровского), ФотоДепартамент, ЦТИ Фабрика, музей Гараж, фонд Четверг, Музеон, Аптекарский огород и др. И параллельно мы работаем как самоорганизация, что позволяет нам приблизиться к горизонтальным связям, которые также важны для нас в этом проекте.Диалог через перформативные практики позволяет нам отразить процессы, которые формируют «социальное» тело сегодня и создает новые структуры мышления, способные влиять на всю систему целиком. И это не про масштабы, а про ценность маленьких шагов в практике изменений.

Идентичность - как телесная и социальная реальность - постоянно формируется посредством перформативных актов.

Ирина Иванникова
Медиа-художница, фотограф, перформер.

сайт: iraivannikova.ru

Образование:

  • Окончила Фотодепартамент курс «Преодолевая фотографию» (2015-2016)
  • Институт проблем современного искусства (ИПСИ)(2014-2015)
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (2002-2007)
  • Лаборатория Медиа-Перформанса при Московском Музее современного искусства (2011-2012)
  • Лабораторию медиапоэзии г. Москва (2013-2015)
  • Школу перформанса Лизы Морозовой "Performance Art studio"(2013-2014)
  • Школу перформанса PYRFYR при Галерее на Солянке (2012-2013).

Работы были показаны:

Фестиваль "Медиаперформанса" ММОМА, г. Москва (2012), Фестиваль перформанса "Игра в классики" ММОМА (2013), Фестиваль "Перформативное искусство" г. Москва (2013), Мультимедиа Арт Музей "Современные российские художники" г. Москва (2013), Галерея Сколково "Медиапоэтические машины" г.Москва (2015), Электромузей "Цифровой поэт" г. Москва (2015), Electronic Literature Festival "Никакая это тут не утопия", Stiftelsen 3,14, Берген, Норвегия (2015), Галерея Фотодепартамент «Настоящее происходит» г. Санкт-Петербург (2016), Фестиваль современной фотографии "Присутствие" (Санкт-Петербург, 2019),"Паузы" ММОМА, (Москва, 2020) и др.

Образовательные тексты:


2017 - Концептуальное искусство и фотография

2017 - Фотография и перформанс

Со-ведущая программ Проекта АRT-KLASS, ведущая практикума "Между фотографией и перформансом".

Книга:

Сборник АМПЛИТУДА №1, состоящий из 10 книг 10 российских авторов, работающих с фотографией.

Выставки:

2020

ПАУЗЫ / ММОМА / Москва;

Человек как мера / Музей Парка Горького / Москва;

Сайт-специфик выставка Морская линия / Севкабель порт / Санкт-Петербург;

2019

«Обратная перспектива» / галерея "Нагорная" / Москва;

Фестиваль cовременной фотографии ПРИСУТСВИЕ / Санкт-Петербург;

2018

«Соседи» в рамках Параллельной программы 6-й Московской международной биеннале молодого искусства / галерея "Нагорная" / Москва;

«Изолятор брака» / галерея "Перелетный кабак" / Москва;

«Волосы» / ММОМА / Москва;

«Тело текста» / Российской государственной библиотеки для молодежи / Москва;

2017

Персональная выставка «РЕМОНТ» / Галерея Фотодепартамент / Санкт-Петербург;

«Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» / ММОМА / Москва;

«То самое сообщение» / галерея Богородское / Москва.

2016

«Настоящее происходит» / Галерея Фотодепартамент / Санкт-Петербург;

2015

Открытый урок школы перформанса Лизы Морозовой/ VPA SOLYANKA, Москва;

«Никакая это тут не утопия» / Галерея 3.14, Берген, Норвегия;

«Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» / Лофт проект Этажи, Санкт-Петербург;

«Цифровой поэт»/ Электромузей, Москва;

Художественные сообщества Москвы / Музей Москвы, Москва;

Фестиваль 101. «Поэтика цифровых технологий» /

Новая сцена Александрийского театра, Санкт-Петербург;

«Вдохновение+алгоритм» / Skolkovo gallery, Арт-резиденция «Медиапоэтические машины», Москва;

«Взлом эфира» / Skolkovo gallery, Москва;

«Топография счастья» / Галерея на Шаболовской, Москва.

2014

Фестиваль «Лаборатория медиапоэзии» / ММСИ;

Фестиваль «Транслит» / Новая сцена Александрийского театра, Санкт-Петербург;

Фестиваль «CROSSCONTACT» / ЦДХ;

«Трансформация восприятия» / SOKOL CCA;

«Между Здесь и сейчас» / RANDOM Gallery.

2013

Фестиваль «Перформативное искусство» / Открытая сцена. Москва;

Открытый урок школы перформанса PYRFYR / VPA SOLYANKA, Москва;

Передвижной аукцион «Современные российские художники» / Мультимедиа Арт Музей, Москва;

Фестиваль перформанса «Игра в классики» / ММСИ, Москва;

Фестиваль «Медиапоэзия» / Открытая сцена, Москва.

2012

Фестиваль «Единство целых» в рамках III Биеннале молодого искусства/ ММСИ, Москва;

Фестиваль (UN)имация в рамках III Биеннале молодого искусства / ММСИ, Москва;

Московский международный фестиваль света. Проект Лаборатория света / ЦДХ, Москва;

ММФИР Открытые инновации. Проект Рацио/Эмоцио: чувства техонологий / Крокус-Экспо Москва;

Проект «Два вечера Перформанса» / Открытая сцена. Москва;

«Миражи» / Музейный центр РГГУ, Москва.



Александра Налетова
Танцевально-двигательный терапевт, практик аутентичного движения, терапевт выразительными искусствами, перформанс,автор и ведущая проектов по социальной практике движения и танца, терапевтических и развивающих программ для детей, подростков, взрослых, пожилых и семей.

Образование:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет ( кафедра философской антропологии), специализация - антропология телесности, дипломный проект: " Антропология пола. Проблемы половой идентификации. Транссексуалы и Трансвеститы" . Научный руководитель проф. П.Д. Тищенко ( Институт Философии РАН, отделение биоэтики и гуманитарных экспертиз)
  • Институт практической психологии и психоанализа, кафедра танцевально-двигательной терапии, специализация - развитие навыков невербальной коммуникации, дипломный проект: " Развитие навыков невербальной коммуникации в группах ТДТ у пациентов с диагнозом шизофрения, находящихся в состоянии ремиссии". Руководители дипломной и супервизорской практики И.В. Бирюкова, М.В. Бебик, А.В. Буренкова
  • School of playback theatre (NY), специальность актриса, тренера: Йозеф Паради (Венгрия), Петрос Теодору (Греция), Авива Апрель Розенталь (Израиль), Джонатан Фокс (США, основатель play back theatre), 5 летняя практика в Театре Зрительских Историй ( Москва ).
  • Базовая сертификация по системе Анализ движения Рудольфа Лабана и Основы Бартеньефф, курсы Хилари Брайен, Кандзи Пенфилд
  • Курс Бонни Берстин «Метод Бланш Эван в танцевально-двигательной терапии: теория и практика»
  • Повышение квалификации в Международной программе « Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра Воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений» (ИППиП — Россия, Институт Терапии Выразительными искусствами « L `Atelier» – Швейцария), педагоги: Паоло Книлл ( основатель EXAT), Изабель Шенкель, Жак Стикельман, Кит Лоринг, А. В. Буренкова, И.В. Бирюкова, специализация: Community Art
  • SAFE – Грамматика Воспитания ( LMU – Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана), курс проф. К.Бриша
  • Performance Art Studio, практика и обучение перформансу c 2008 года, курс Е. Морозовой
  • Танец и двигательные культуры в истории и современности ВШЭ ( Высшая Школа Экономики) , курс И. Сироткиной
  • Курс " Нейронауки и танцевально-двигательная терапия" ( ИППиП, Москва )

Профессиональная деятельность:

  • Частная танце-терапевтическая практика ( групповая и индивидуальная )
  • Автор и ведущая проектов по социальной практике движения, развивающих и терапевтических программ для детей, подростков, взрослых, семей: www.dancetherapist.ru
  • Со-автор и ведущая семейного танцевального проекта DANCE FAMILY DAY
  • Автор и ведущая детского проекта ART-KLASS
  • Основательница студии по танцевально – двигательной терапии TDT STUDIO 1
  • 3х летнее участие в проекте кафедры ТДТ (ИППиП) и РБОО «Семья и психическое здоровье» по работе с ТДТ-группой взрослых с психиатрическими диагнозами в клубе «АНИМА»
  • 3х летняя арт- терапевтическая практика в Российской Детской Клинической больнице ( РБКБ )
  • Участие в проекте кафедры ТДТ ИППиП по работе с детьми с аутистическим спектром расстройств в центре «Наш солнечной мир»
  • Президент Ассоциации танцевально-двигательной терапии 2013 - 2020 гг.
  • Преподаватель международной программы профессиональной переподготовки «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра Воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений», (ИППиП — Россия, Институт Терапии Выразительными искусствами «L `Atelier» – Швейцария)
  • Сотрудничество с Еврейским Культурным Центром: тренинги с детскими группами по развитию навыков коммуникации
  • Сотрудничество с фестивалем инклюзивного танца INCLUSIVE DANCE: проведение танце-терапевтического занятия для участников фестиваля
  • Сотрудничество с центром современного танца и перформанса ЦЕХ — проведение семейного танцевального проекта DANCE FAMILY DAY
  • Сотрудничество с музеем современного искусства «ГАРАЖ», воркшопы в рамках проекта «ГАРАЖ ДО 18»
  • Сотрудничество с Домом Танца в Культурном Центре ЗИЛ в рамках проекта Weekend современного танца
  • Преподаватель образовательного семинара по танцевально-двигательной терапии в рамках Летней школы по арт-терапии (Российская Ассоциация арт- терапевтов)
  • Сотрудничество с Образовательным центром ММОМА ( Москва ), воркшоп для детей «Линии: характер и особенности»
  • Сотрудничество с ГЦСИ ( Москва ), проведение Арт Прогулки в Аптекарском огороде в рамках выставки «Искусство Быть»
  • Сотрудничество с Музеем Москвы, проведение практики "Путешествие на одном месте. Практика повседневных ритуалов" в рамках программы Центра Гиляровского "Есть контакт! Практики повседневности".

Перформанс Концентрация
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОДНОМ МЕСТЕ
Когда мы едем в путешествие, мы меняем место, среду, острее замечаем разницу и улавливаем изменения. Путешествия обращают наше внимание на отношения с пространством и временем, разделяя его на отрезки до и после.
Путешествие как возможность увидеть реальные объекты будто это панорама самих себя.

Участники фиксировали повседневные ритуалы, которые структурируют жизнь, формируют быт, отражают идентичность через повторяющиеся действия.
Cреда обитания, из чего она состоит?
Какой я в этой среде, каким я могу быть и как я могу влиять на свою среду обитания?
Я изменяюсь и как это влияет на мою среду обитания?
Как я определяю себя через место?
Что моя среда рассказывает мне о себе самом?
Что наше тело рассказывает нам о себе самих, о наших способах мыслить, действовать, чувствовать, ощущать?
Коллективная практика бездействия
Перформативная практика в рамках проекта Социальная практика (socialpractice.ru) в соавторстве с Александрой Налётовой (dancetherapist.ru ).

Практику бездействия в онлайн формате мы начали проводить во время изоляции, когда уже чувствовалась усталость от вынужденной адаптации к новым обстоятельствам, от множества событий, информации и постоянной неопределенности, повышенного тревожного фона. Мы встречались каждую неделю на протяжении трех месяцев. Регулярная практика позволяла нам хотя бы раз в неделю на один час отключаться от всех дел, создать особое пространство тишины и бездействия. После изоляции мы продолжили наслаивать коллективный опыт уже в офлайн формате.

Бездействие мы рассматриваем как феномен, предпосылку к действию. Наш интерес был сделать эту практику коллективной, чтобы расширить опыт: как в нашем вариативе действия, мы можем найти вариатив своего бездействия.

Бездействие, в этом смысле, можно формулировать через отказ от привычного хода вещей и событий. Мы проявляем свою волю в этот момент и приближаемся к себе реальному, к своим реальным потребностям. Через практику бездействия мы наблюдали, как в теле живет бездействие, какие действия выбирает наше тело, чтобы бездействовать.
Скриншот видеодокументации Коллективной практики бездействия, 2020
Публикация о практике:

"
Нечто подобное я пережила, включившись в онлайн-практику, организованную в апреле — июне 2020 года художницей Ириной Иванниковой и танцедвигательным терапевтом Александрой Налетовой. Практика, называемая бездействием, с виду очень проста: ее участники выходят на связь в Zoom и, договорившись ничего не делать, проводят час вместе. Видеокамеру и микрофон можно не включать, сидеть у компьютера или с гаджетом в руках не обязательно.
Достаточно просто знать, что другие люди в тот же момент занимаются тем же самым — бездействуют вместе с тобой. То, что может показаться нонсенсом или ленью, на деле оказывается эффективным психологическим средством. Бездействие — согласие остановить на время череду привычных мыслей, выключиться из рутины событий, освободиться от обязательств и социальных ожиданий, не стремиться все успеть и всех перегнать. Бездействие — не терапия, оно далеко от направленного воздействия или какого бы то ни было обучения. Пребывание с людьми, разделяющими твои понятия и ценности, целительно само по себе, будь оно оф- или онлайн. Оно снимает груз вины, которую обычно испытываешь за то, что чего-то не сделал, не выполнил, не достиг того, чего мог бы достичь. Это возможность, при помощи других, остаться наедине с собой, приоткрыть свое истинное Я и тем самым восстановить жизненные силы. Такая практика еще раз показывает, насколько нераздельны физическое и психологическое, соприсутствие тел и соприсутствие душ — как офлайн, так и онлайн."

Ирина Сироткина
"Теория моды", выпуск 59, 2021

Ссылка на публикацию:
https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/tm_59_1_2021/article/23376/



Выставка "Паузы", куратор Оксана Чвякина, ММОМА, 2020
Скриншот видеодокументации Коллективной практики бездействия, 2020
Скриншот видеодокументации Коллективной практики бездействия, 2020
Коллективная практика бездействия, Artlab (Yakutsk), 2019
Коллективная практика бездействия, Экспериментальная лаборатория INSIDE, Музеон, 2020
Коллективная практика бездействия в рамках выставки Оксаны Юшко "Время действия сети", ЦТИ Фабрика, 2020г.
Коллективная практика бездействия в рамках выставки Оксаны Юшко "Время действия сети", ЦТИ Фабрика, 2020г.
Коллективная практика бездействия в рамках выставки Оксаны Юшко "Время действия сети", ЦТИ Фабрика, 2020г.
Коллективная практика бездействия, Экспериментальная лаборатория INSIDE, Музеон, 2020
Коллективная практика бездействия, Фестиваль современной фотографии PRESENCE, 2019
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ
ПОРТРЕТЫ
В этой практике мы обращаемся к движению, как к форме автобиографичного искусства. Тело, в этом смысле, является главным коммуникативным инструментом. Мы создаем и поддерживаем взаимосвязь с другими на телесном уровне.

Конечно, вербальное общение самая распространённая форма коммуникации и взаимодействия между людьми. Но, тем не менее, это не единственный способ коммуникации, с которым мы имеем отношение в повседневной жизни.

"Танец - это один из самых древнейших способов коммуникации. Танец выражает эмоциональный опыт человека, является невербальным средством коммуникации, служит способом объединения людей, транслирует коллективное бессознательное определенного сообщества". (Ильдико Пинтер)

Мы обращаемся к танцу, как к двигательной практике, как к способу исследования своих телесных паттернов, способов двигаться, мыслить, действовать, чувствовать, ощущать.
Наше тело архивирует определённые паттерны, которые отражают наши семейные, социальные, идеологические и культурные установки. На практике одним из участником процесса становится камера, которая даёт нам опыт нового восприятия самих себя, Я как Другой. Мы исследуем тело, как живой архив нашей памяти, который отражает нашу историю, переосмысляя которую, мы можем открывать для себя альтернативные маршруты, возвращающие нам собственную субъектность,позицию человека чувствующего, способного задавать вектор изменений.


Уязвимость тела переопредила нашу среду сегодня. Перемены в нашей среде отражаются на мышлении нашего тела и поведенческих паттернах. Тело сейчас это отражение живого процесса изменений.
Made on
Tilda