Социальная практика
танца
В последнее время, моя деятельность как танцевального терапевта очень связана с темой создания специального социального, танцевального пространства, в котором танец для всех.

Через свою практику, общение с участниками разных программ, которые приходят ко мне, я слышу потребность в танце, в котором можно восстановить контакт со своим телом, исследовать разные актуальные темы, которые находят свое отражение в движении, выражать себя, открывать для себя новые возможности общения через танец.

И в этом случае, танец становится объединяющим ресурсом, где разные люди вне зависимости от их возраста, пола, веса, гендерной идентичности, национальной принадлежности, с танцевальным опытом или его полным отсутствием могут встречаться, чтобы танцевать, создавать коллективное творчество. Переживать вместе то, что открывает для них танец.

В этом смысле танец стирает границы, он для всех. И в этом я вижу большой социальный ресурс танца.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ТАНЦА, в том числе и про то, что танцевать может каждый.

Когда я рассказываю про танцевальную терапию, часто в ответ слышу, я совсем не умею танцевать, даже в детстве не ходила на классический танец, не знаю ни одного па, вы таких берете? я не очень танцевального телосложения, это важно? а после 50 можно приходить в группу? мне еще не поздно?

От этой обратной связи я понимаю, что танец для многих находится в категории недоступности, как много в танце для человека ограничений, директивности, как много представлений о танце, и как все по-разному воспринимают танец даже в терапевтическом контексте.

Невероятное количество версий ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ и столько же вариаций на тему, что можно, что нельзя и как вообще преподносить танец, что нужно уметь, каким надо быть. Хотя современный танец во многом пытается сделать танец более доступным, но в сознании людей это еще звучит не достаточно явно, всё еще сильна установка, что нужно уметь что-то специфическое, чтобы разрешить себе приблизиться к танцу.

Одна из моих любимых работ, которая отражает гуманистический подход в танце - танцевальный спектакль Жерома Беля GALA.

Основная мысль постановки GALA Жерома Беля является идея того, что хватит размышлять об избранности и исключительности исполнителя, танцора, что есть люди, которые просто хотят и любят танцевать и получают от этого удовольствие и это важнее профессиональной постановки. Танец призван давать место самовыражению человека, его желание – это главное. И это, конечно, разбивает некоторые стереотипы о танце, об избранности и исключительности танцора.

В спектакле GALA на сцене танцевали разные люди, разные по возрасту, по росту, разные по своим возможностям и ограничениям. И, когда каждый из них танцевал свой танец было видно как не просто повторять, следовать за другим и в этом проявляется уникальность каждого. Даже если ты танцор балета, не просто повторить и встроиться в другую пластику. И особенности становятся настолько условны в этом контексте.

Важная функция танца, в том числе, давать пространство для каждого и тогда какая-то определенная техника не является неотъемлемым условием для танца, для танца в сценическом пространстве, в том числе.

Сидя в зале, я обратила внимание, что зритель отдает больше аплодисментов, криков браво, когда выступает пожилой человек или человек в инвалидном кресле, из лучших побуждений поддержать этих людей, но с другой стороны для меня это, в какой-то момент, очень подчеркивало их инаковость, как будто у них нет возможности быть на равных.

Хотя спектакль, как раз, про эту возможность быть на равных в танце, не смотря на различия. Но было радостно, что зал был полон и ушло всего 4 человека. Хочется верить, что это говорит о том, что гуманизм в танце, в общественном сознании набирает обороты и такая парадигма востребована и нужна. Танец может быть инклюзивен по отношению к человеку не только в контексте терапии.

Мне, на сегодняшний день, очень импонирует идея танца на равных, когда мы можем обходиться минимальными базовыми знаниями о хореографической постановке, сценической постановке, но при этом, у нас есть высокая чувствительность, желание двигаться и проявляться через танец.

И что танец – это не просто механика и не только техника танцора, что там есть место для человека, для его персональной истории, жеста, наполненного смыслом и чувством, удовольствием, его способом проживать себя через движение. И это про то, что в танце возможно встречаться не только с оценкой, но и с бОльшей с ценностью себя.

Очень близки слова Жерома Беля про то, что когда исчезают оценки, остается смысл танца, его значение: что танец говорит о человеке, который танцует
( неважно любитель он или профессионал) , о тех аспектах, которые неподвластны языку.

« В мире существует большое разнообразие телесных форм и каждая имеет право найти свое отражение в танце» (Ж.Бель)».

Трейлер к спектаклю: https://www.youtube.com/watch?v=QuOna16GLOQ

Александра Налетова - танцевальный терапевт, терапевт выразительными искусствами.












Made on
Tilda